23.03.2017

Проблема воспитания детей

"Какой у вас невоспитанный ребенок!". Доводилось ли вам слышать такое?

Проблема воспитания детей

Вне зависимости от того, кто это говорит и как мы реагируем - защищаем ли ребенка, себя, теряемся - это очень неприятно. Но что же имеется в виду под "невоспитанным" ребенком? Чаще всего это значит, что ребенок не делает того, о чем просят, а делает что-то другое. Что он "слишком" - непослушный, неудобный, эмоциональный. На самом деле - он обычный живой ребенок. Но именно поэтому взрослым с ним бывает трудно, и возникает вопрос - как его "воспитать"?

В основе воспитания традиционно лежит идея о дисциплине - совокупности воздействий на ребенка с целью получить конкретный результат. Дисциплина подразумевает контроль и изменения через последствия. Это даже звучит утомительно, правда? Что уж говорить о том, чтобы ей постоянно следовать!

Кроме того, есть как минимум две причины, почему воспитание с акцентом на контроль и дисциплину не будет хорошо работать.

Во-первых, дети дошкольного возраста из-за незрелости мозга не способны стремиться к цели где-то в будущем. Отложенное удовольствие - не для них. А еще они не могут прогнозировать последствия действий, поэтому так часто совершают поступки, приводящие взрослых в ужас. Они еще только учатся связывать причины и следствия, и на это уйдет ни один год.

Во-вторых, у "плохого" поведения всегда есть причины, а контроль и дисциплина работают только со следствиями. Ни одна из причин "невоспитанности" не может быть устранена с их помощью.

Каковы же причины проблемного поведения?

Первая причина - незрелость. Ребенок не способен себя организовать, быть ответственными, последовательным просто потому, что он ребенок. Чтобы научиться всему этому, ему нужно время. А еще - терпение и помощь взрослых, которые хорошо понимают, что ему непросто.

Еще одна причина проблемного поведения - сложности в отношениях со значимыми взрослыми. Малышу может не хватать безопасности, доверия, или баланса между нормальной зависимостью и автономией. Он может становится плаксивым, агрессивным, пассивным или неуравновешенным. А еще в поведении ребенка появляется так называемое противление - стремление во всем идти поперек желания родителей. Если взрослые пытаются "переделывать" малыша через контроль и дисциплину - эмоциональный разрыв увеличивается и сложностей прибавляется.

Следующая причина, почему с детьми бывает трудно - их естественная неспособность справляться с сильными эмоциями. В идеале родители должны быть достаточно заботливыми и устойчивыми, чтобы помогать ребенку их переживать. Но в реальности это часто становится для них сложной задачей. У взрослых возникает так много ответных чувств, что они неспособны поддерживать ребенка. Зачастую они начинают контролировать эмоциональность ребенка, разрешая одни чувства и запрещая другие. При этом всем нам известно, что "нелегальные" чувства не перестают существовать лишь потому, что их нельзя показывать. Но контакт нарушается, и ребенок не хочет сотрудничать.

Еще одна причина "проблемного поведения" - дети учатся только на собственном опыте. Это значит им нужно экспериментировать, что вызывает неудовольствие взрослых. Но если те слишком контролируют ребенка, он не научится нормальной осторожности и не узнает границы своих возможностей. При этом очень важно, чтобы он как можно чаще переживал опыт "я захотел, я попробовал, я смог". Другая сторона такого опыта - способность справляться с разочарованием и тщетностью усилий, если что-то совсем не получается. Детям важно научиться проживать свою грусть, когда они сталкиваются с тем, чего не могут изменить - иначе они будут совершать одни и те же ошибки снова и снова.

"Все это так сложно! Как же все-таки воспитывать ребенка?!" - в ужасе закричала бы я, если бы не знала ответ :)

Воспитание детей через игру

Выход не просто есть - вам даже велосипед изобретать не нужно! Все родители знают, что лучшая форма контакта с ребенком - игра. Это знание доступно нам интуитивно: когда удается отпустить родительские установки "надо" и "должен", все мы получаем море удовольствия от общения с детьми. И они при этом, - о чудо! -ведут себя просто замечательно.

Воспитание через игру

Элементы игры можно и нужно вносить в ежедневные занятия с ребенком. В отличии от воспитания через контроль и дисциплину, в игре важен процесс, а не только результат.

И главное - воспитание через игру помогает решить глубинные причины, лежащие в основе проблемного поведения.

Да, детям сложно действовать целенаправленно и контролировать свои импульсы, они лишь учится этому. Но взрослением их мозга занимается природа, а мы пока можем помочь им адаптироваться, используя то, что является для них естественным.

Используя элементы игры в ежедневных занятиях, можно не только получить в желаемые результаты, но и с отлично провести время вместе. В игре мы помогаем ребенку обойти его желание бодаться с нами. Игра так устроена, что в ней реализуется воля - малыш сам решает, играть или не играть. А если я действую по собственной воле, зачем мне сопротивляться?

И с отреагированием избыточных эмоций также помогает игра. Существует гипотеза, что игры изначально появилась у животных в ходе эволюции как безопасный способ выражать примитивные эмоции так, чтобы не конфликтовать с сородичами. В игре все "как-будто", поэтому можно возиться, толкаться, соревноваться, конкурировать - избавляясь безопасным способом от сильных чувств.

Еще в игре ребенок получает опыт "я могу" и "я не могу" - познает свои возможности и ограничения, а также учится замечать свой прогресс. Он тренируется верно рассчитывать силы, но также может столкнуться с тем, что иногда усилия тщетны и лучше сдаться, если ничего нельзя сделать.

Мы учимся не только через опыт, но и через чувства. Часто для того, чтобы двинуться дальше, нужно пережить тщетность, отгоревать усталость и беспомощность, и попробовать действовать иначе.

Разве не через это иногда должны пройти родители, чтобы начать искать новые способы взаимодействия со своими детьми?

Попробуйте воспитание детей через игру



Возврат к списку

X

Спасибо за заказ!

Ваша заявка принята..

В течение нескольких часов с Вами свяжется
наш сотрудник для уточнения деталей.

X

Произошла непредвиденная ошибка!

Попробуйте сделать заказ позднее

X

Спонсоры проекта

Спасибо спонсорам, поддерживающим наш проект: Александр Ахтулов , Владимир Полеваев , Arina Makaleeva, Евгений Семин, Ольга Аристова, Максим Кукоба, Евгений Аристов, Святослав Часенко, Ulanov Ivan, Татьяна Витольдовна, Алена Молодик, Sofia Venitiadi, Максим Перфильев, Max Markov, Nata Lom, Polina Averenkova , Иван Симонов, Александр Попов, Максим, Манэ Даниелян, Sergey Koltsov, Сергей Сиваков, Екатерина Федотова, Евгений Акиньшин, Анастасия Ермоченко, Константин Ечкалов, Дмитрий Радченко, Татьяна Судакова, Anastasiya Gorbunova, Bukhtoyarova Natalya, Andrei Luchinkin, Сергей Сысуев, Александр Тарасов, Александра Хохлова, Татьяна Агранова, Алексей Никерин, Серёжа Ястребов, Никита Рытов, Serezha Mokeev, Yana Sheveleva, Олим Кабилов, Сергей Сухинин, Нина Клименко, Evgeny Shcherba, Нелли Мазитова, Андрей Морева, Алексей Сулема, Алексей Евмененко, Денис Литвинцев , Александра Березко, Сергей Селин, Alena Vinogradova, Julija Gorodeckaja, Светлана Вавулина, humanoid, Мика Дз, Анастасия Рыжина, Иван Черкез , Artem Kulitskiy, Наталья Румянцева, Елена Лебедева, Sergey Kuznetsov, Юрий Александров, Яна Днепровская, Mika Dz, Антон Ершуков